30 апреля в МКДОУ – детском саду «Теремок» прошел День Инклюзии, как завершающий этап «Маленьких уроков доброты», в форме квестовой программы «Ты можешь всё». Данные уроки организовывались в рамках федерального социального проекта «На урок – вместе», инициаторами которого являются компания Ingka Centres в России и Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» (Москва). Задача проекта — привлечь внимание к проблемам изоляции детей с инвалидностью и повысить уровень инклюзивной культуры у родителей, детей и педагогов.
Кураторы проекта из Новосибирской межрегиональной общественной организации инвалидов «Ассоциация «Интеграция» совместно с подготовленными молодыми людьми с инвалидностью в течение месяца проводили мероприятия для старшей и подготовительной групп детского сада «Теремок». «Маленький урок доброты» для дошколят – это и небольшие рассказы, и совместные обсуждения, и специализированные игры.
Ведущие говорили о том, какие особенности могут быть у людей с инвалидностью, как они живут, где учатся и работают, как проводят свое свободное время. Дети внимательно слушали информацию, а затем наперебой вспоминали свои случайные встречи с людьми в темных очках с белой тростью, а у кого-то по соседству живет человек на инвалидной коляске. Ведущие доступно объясняли ребятам, как можно помогать людям с различными видами инвалидности, говорили об уважительном отношении к ним.
Дети детского сада «Теремок» посмотрели фильмы и мультфильмы, целью которых являлось привлечение внимание зрителей к деталям жизни людей с инвалидностью, их возможностям, проблемам, с которыми они сталкиваются. Демонстрируемые фильмы и ролики раскрывали духовный мир людей с инвалидностью, делали их ближе и понятнее людям без инвалидности.
Также в рамках Дня Инклюзии проходили мастер-классы и игры, которые давали возможность понять и почувствовать людям без инвалидности, как себя чувствует человек с инвалидностью. Всего приняли участие 40 детей и 10 взрослых (педагоги и родители).
Для педагогов большое значение имели тренинги по пониманию инвалидности и принятию детей с инвалидностью, в ходе которых педагоги узнавали об этике общения с людьми с инвалидностью и о стереотипах в отношении людей с инвалидностью. Через различные игровые упражнения учились лучше понимать людей с инвалидностью различных категорий.
Задача Дня Инклюзии – показать, какие мы все разные и уникальные. Как важно, чтобы окружающая среда была доступна для всех и способствовала развитию всех людей, независимо от пола, национальности, наличия инвалидности или ее отсутствия. И самое главное – Изменить отношение к людям с инвалидностью на отношение без страха, снисходительности и жалости.
И в завершении проведена квестовая программа «Ты можешь всё»:
1 локация: Раскрашивание бумажных человечков, составление коллажа «Мы вместе». Цель: в ходе раскрашивания и составления коллажа дать возможность детям узнать, что в окружающем нас мире живут разные категории людей, которые отличаются друг от друга, физическими возможностями, способами передвижения, вероисповиданием, цветом кожи и т.п., но это не мешает нам общаться, играть, учиться и дружить всем вместе.
2 локация: Пройди маршрут. Цель: участнику предстоит пройти определенный маршрут, с повязкой на глазах, с помощью тактильной трости.
3 локация: Игра БОЧЧА. Паралимпийский вид спорта для людей с тяжелейшими формами заболеваний ДЦП и неврологическими поражениями двигательных функций всех четырех конечностей. Это игра прародитель современных боулинга и петанка, керлинга. Ее можно использовать и как вид спорта, и как прекрасный комплекс мероприятий по реабилитации. Бочча требует от игроков точности, собранности и концентрации.
4 локация: Чтение сказки про ведьму Винни. Цель: при помощи сказок дать возможность детям актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дать ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутри личностные конфликты и успешно разрешить их.
В конце квестовой программы все дети получили в подарок значок и браслет с логотипом «На урок вместе».
Подводя итоги проведенной акции, мы понимаем, что развитие инклюзивного образования, формирование в обществе толерантного отношения к людям с инвалидностью – задачи непростые, небыстрые, требующие постоянного внимания и поиска новых подходов.